СМИ О САММИТЕ

MV662@s1.mp4

Сенатор Важенин: Арктический туризм не должен быть дешевым

Член комитета Совфеда по экономической политике Юрий Важенин считает, что в России необходимо развивать арктический туризм. Дешевым и доступным такой вид отдыха, по мнению сенатора, быть не должен.

Во время выступления на проходящем в Петербурге Арктическом саммите Важенин отметил, что у арктического туризма большие перспективы. В Арктике туристов привлекают, например, полуостров Таймыр и Северный полюс, добавил сенатор. Дешевым и доступным, по его словам, подобный вид отдыха при этом становиться не должен.

«Дешевого и доступного арктического туризма, я считаю, быть не должно. Конечно, его надо развивать. У многих есть интерес посетить Таймыр и Северный полюс», — сказал Важенин.

Стоимость путешествия на Северный полюс сейчас составляет не менее 20 тысяч долларов, на атомном ледоколе «50 лет победы» повторить путь Роберта Пири и многочисленной армии его последователей можно за 28 тысяч долларов.

Арктике нужен единый хозяин для защиты Северного морского пути от НАТО и Китая

Арктика развивается несистемно. Об этом в комментарии корреспонденту «Политики Сегодня» заявил директор научно-технического центра тюменской сервисной нефтегазовой компании «Геодата» Анатолий Брехунцов на полях четвертого международного Арктического саммита, который проходит в Петербурге 20–21 февраля.

По его словам, ситуация такова, что ведомства и министерства не отвечают за хозяйственную деятельность в российском регионе Арктики. Госучреждения могли бы подготовить стратегию развития и сопутствующие мероприятия, но пока развитием региона занимается бизнес.

«У компаний цель получить прибыль, а у государства, чтобы все развивалось долго и прибыльно», — говорит о приоритетах Брехунцов.

Контр-адмирал запаса и заслуженный работник связи РФ Виталий Иванов согласился с мнением Анатолия Брехунцова, что российскому региону Арктики нужен единый хозяин. По его словам, развитие Севера тормозит недостаток гражданских коммуникаций, помимо военных, за которые отвечает Министерство обороны РФ. Сейчас, убежден Иванов, региону важна как безопасность, так и реализация национальных проектов, в частности, Северного морского пути.

«Кто-то должен эти проекты защищать. Все китайцам продали. Мы выступаем за то, что Северный морской путь — отечественная дорога. Китайцы поддержали американцев в том, чтобы Северный морской путь сделать международным, то есть отобрать у нас. И туда войдут и НАТО, и Китай. Вот за это сейчас нужно бороться. Потому что мы можем утрать позиции и не вернуть потом», — резюмировал контр-адмирал запаса.

Читайте ИА «Политика сегодня» в Яндекс.новостях

Автор: Анатолий Кубарев

Конституционная реформа дошла до Арктики

После распада СССР коммунистическая идеология канула в Лету, но Россия не получила новый идейный фундамент. Такими словами исполнительный директор ассоциации «Композитный кластер Санкт-Петербурга» Вадим Зазимко на полях четвертого международного Арктического саммита прокомментировал «Политике Сегодня» вопрос о поправках в Конституцию.

«Нужно прописать в Конституции для чего государство существует, каким образом природные ресурсы, которые являются богатством всей страны, их добыча и реализация, каким образом они должны напрямую сказываться на населении», — поделился Вадим Зазимко.

Помимо права народа распоряжаться природными богатствами в основном законе необходимо отразить патриотическую направленность, что государство для народа, а народ для государства.

Если не прописать перечисленное в Конституции, тогда не вырабатывается политика как это сделать, продолжил Вадим Зазимко. Если нет четкой задачи в основном законе страны, вот этой главной идеологической составляющей, тогда нечем заверяться.

Профессор геофизики МГУ Юрий Ампилов после выступления на пленарной сессии по развитию российской Арктики связал конституционную реформу с намерением президента обеспечить стране стабильность.

«Как сделать так, чтобы, когда Путин нас покинет, никакой проходимец не пришел. Ему связать руки на будущее. Вот это главная мотивация нынешних изменений», — убежден Ампилов.

Спикер сессии по энергетическим трендам в российской Арктике и генеральный директор компании «Арктические Морские технологии» Виктор Чугунов, который является соавтором книги «Мировое судостроение. Современное состояние и перспективы развития», посоветовал прочитать поправки к Конституции перед общероссийским голосованием.

«Вы читали поправки, которые предлагают? Как мы будем голосовать, если их так много, что мы даже не можем уследить? А голосовать придется. Сначала нужно эти поправки хотя бы прочитать», — ответил Виктор Чугунов.

Директор Института исследований и экономики Внешэкономбанка Юлия Зворыкина перед выступлением на сессии об экологической и промышленной безопасности добавила, что у ВЭБ есть предложения, которые расходятся со всеми законами. По ее мнению, нужно менять либо законы, либо положения.

«Конституция высокого уровня закон, незыблемое. Но раз президент озвучил изменения, значит это важно», — резюмировала Юлия Зворыкина.

Читайте ИА «Политика сегодня» в Яндекс.новостях

Автор: Анатолий Кубарев

Поломка электродвигателя «Арктики» задержит сдачу ледокола на полгода

Член комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Важенин сообщил, что сдача в эксплуатацию ледокола «Арктика» будет отложена на 6 месяцев.

Важенин подтвердил ранее появившуюся в СМИ информацию о том, что во время испытаний «Арктики» возникли проблемы с одним из гребных электродвигателей.

«Есть такое», — сказал сенатор, отвечая на вопрос о поломке двигателя.

По словам Важенина, который выступает модератором первой пленарной сессии проходящего в Петербурге Арктического саммита, сдачу головного ледокола проекта 22220 отложат как минимум на полгода. Сенатор также отметил, что обеспеченность России ледокольным флотом в настоящее время составляет 50%.

В конце прошлого года ледокол мощностью 60 МВт и длиной почти 180 метров вышел на ходовые испытания, а реакторы «Арктики» запустили в октябре.

На международном Арктическом форуме

20–21 февраля в г. Санкт- Петербурге состоялся международный саммит «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов». Его участникам обсуждали нормативно-правовые и организационные аспекты деятельности в Арктике государственных органов и отечественных компаний. В обсуждении приняли участие представители структур, которые ведут активную экономическую деятельность и играют важную роль в регионе: ПАО «Газпром», администрация Северного морского пути, «Роснефть», «Атомфлот», представители органов власти регионов Арктической зоны РФ и другие.

В работе форума приняли участие представители ООО «Газпром подземремонт Уренгой». Доклад, представителя предприятия был посвящен проблемам адаптации и развития технологий в условиях Арктики.

Организатором нынешнего саммита выступили Арктическая академия наук, Институт нефтегазовых технологий Российского госуниверситета нефти и газа имени И. М. Губкина и научно-образовательный центр «Арктика: инновационное измерение».

Особое внимание на форуме было уделено вопросам инноваций и импортозамещения, освоению шельфа и судостроению, реализации инфраструктурных проектов, подготовке кадров, бережному природопользованию, привлечению инвестиций и цифровизации. Участники саммита обсуждали условия формирования государственного заказа на технологии. Много внимания в ходе дискуссии было уделено перспективам интеграции и кооперации ведущих научно-образовательных центров, занимающихся проблемами устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации.

Чтобы обсудить общие для северян проблемы и пути их решения, в Петербург прибыли сотрудники ведущих исследовательских и научно-образовательных центров России. В форуме участвуют и представители иностранных государств: Финляндии (Университет Аалто, Морской центр Велламо), Франции (Военно-морской архив) и Дании (Российская культурная миссия).

Арктике предложили доктрину

В Петербурге завершил работу Международный арктический саммит «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов», организованный Санкт-Петербургской арктической академией наук. Участники саммита обсуждали, что именно предстоит сделать на государственном уровне для развития северных территорий России. Корреспондент «Вечернего Санкт-Петербурга» ознакомился с предложениями.

Развитие Арктики стало одной из стратегических задач России в XXI веке. Ставка в этой работе делается на разработку континентального шельфа и пре­вращение Северного морского пути в национальную транспортную магистраль, притом оживленную. Однако на саммите, хоть в его названии и был сделан акцент на шельфе, обсуждали всё: и реальный транспортный потенциал региона, и экологическую безопасность, и социально-экономическое развитие субъектов Арктической зоны, и, главное, государственную политику в области развития этой уникальной территории.

Развитие российской Арктики должно происходить в соответствии с выверенной комплексной стратегией действий, высказал мнение профессор МГУ заслуженный деятель науки РФ Юрий Ампилов. На его взгляд, сегодня и государство, и корпорации склонны уходить в частности, а это может создать проблемы в будущем.

Политика России в отношении своих северных территорий определяется госпрограммой социально-экономического развития Арктической зоны РФ. Документ предполагает, что эта часть страны будет ускоренно развиваться за счет опорных зон, Северный морской путь будет утверждаться в качестве национальной транспортной магистрали, а ресурсная база Арктики станет дополнительным источником доходов страны.

Углеводородный скепсис

Главенство углеводородного вектора развития Арктики – то, что на данном мероприятии оспаривалось, пожалуй, больше остального. Как отметил Юрий Ампилов, падение цен на углеводороды, открытие новых, более простых в разработке месторождений, борьба за рынки сбыта нефти и газа, технологическое отставание России и санкции – тот неполный перечень причин скептически относиться к арктической нефти. Развивать Север надо, но не всецело полагаясь на шельф.

Профессора МГУ поддержал член комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Важенин. С его точки зрения, в северных районах государству стоит развивать инфраструктуру, чтобы привлекать туда бизнес. Для того чтобы создавать рабочие места и планировать долгосрочное развитие, целесообразно в первом случае пересмотреть налоговые преференции, а во втором – разработать беспроцентное кредитование для тех, кто занимается научными разработками, пояснил он. Именно научное осмысление Арктики, ее возможностей и угроз, должно стать приоритетом госполитики в регионе.

При этом развитие науки, а следовательно технологий, не позволит ни сохранить рабочие места, ни создать новые, не согласился с членом Совфеда президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Игорь Шпектор. Он, бывший мэр Воркуты, заявил, что надо перестать бороться за сохранение численности населения на Севере – людям надо создавать возможности для переселения в более благоприятные районы. При этом за качество жизни оставшихся должны нести личную ответственность губернаторы регионов, подчеркнул бывший чиновник.

Принцип партнерства

Небольшая численность населения, климатические и экономические особенности Арктики и текущая международная обстановка – вот те факторы, которые делают управление Севером сложным, подчеркивают в Арк­тической академии наук. Общественная организация, собравшая саммит, выступила с предложением создать арктическую доктрину России. Она могла бы стать «единым кратким связующим основанием многочисленных документов, определяющих арктическую миссию России».

В основу обновленного подхода к управлению Арктикой члены академии предложили поместить принцип государственно-общественного партнерства. Общественные организации могли бы быть полезными для всестороннего развития региона, для консолидации общественной и хозяйственной деятельности на Севере. Помимо этого, они помогли бы наладить сотрудничество малого, среднего и крупного бизнеса.

Что же касается внешней политики России в Арктике, то тут значение общественных организаций неоспоримо: роль народной дипломатии в нашем мире возрастает и государствам приходится решать многие вопросы за счет сотрудничества, а не конфронтации.

При этом, уверены авторы идеи, наличие доктрины показало бы всему миру, что у России есть в Арктике интересы и она намерена им следовать. «Международное значение доктрины было бы основанием единого понимания арктическими и неарктическими странами четкой и ясной деятельности России в Арктике, реализации ее национальных и государственных интересов в этом регионе», – пояснили ученые.

Директор Архангельского филиала принял участие в IV Международном Арктическом саммите «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов»

20.02.2020

Директор Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» Кирилл Гайда 20-21 февраля 2020 года принял участие в IV Международном Арктическом саммите «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов» (Арктика – 2020 СПб), который состоялся в Санкт-Петербурге.

В рамках работы саммита обсуждался широкий спектр вопросов развития российской Арктики, межрегионального сотрудничества, развития транспортно-логистической инфрастуктуры арктической зоны и перспектив развития судостроения и энергетических проектов региона, затрагивались проблемы обеспечения экологической и промышленной безопасности и пути их решения, рассматривались вопросы реализации государственных проектов в Арктике, в т.ч. в сфере цифровизации экономики, социальных проектов, инвестиционной активности и законодательных инициатив.

ФГУП «Росморпорт» в лице Архангельского филиала вносит свой вклад в развитие арктического региона.

Так, с использованием ледоколов филиала осуществляется ледокольное обеспечение бесперебойной доставки грузов и людей морскими судами на о. Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа, а также обеспечивается безопасное судоходство на акватории участка бухты Северная архипелага.

Профессионалы своего дела – лоцманы из лоцманской службы Архангельского филиала осуществляют сложные лоцманские проводки транспортных судов, следующих по Северному морскому пути.

Предприятием успешно реализован масштабный государственный проект по строительству объектов портовой инфраструктуры, обеспечивающих безопасность мореплавания судов на подходах и в акватории морского порта Сабетта.

"Вертолеты России" и "Газпром" завершают разработку вертолета для работы в Арктике

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 февраля. /ТАСС/. Холдинг "Вертолеты России" (входит в госкорпорацию "Ростех") совместно с компанией "Газпром" завершает подготовку проекта нового вертолета для работ на месторождениях шельфа в Арктике. Об этом сообщил ТАСС в пятницу заместитель начальника управления ПАО "Газпром" Владимир Димитров в рамках международного арктического саммита "Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие".

Ранее ТАСС сообщал, что в мае 2017 года Холдинг "Вертолеты России" и энергетическая компания "Газпром" подписали соглашение о намерениях по созданию вертолетов морского предназначения типа Ми-171А2. Данные машины будут использоваться для освоения месторождений на континентальном шельфе в интересах ПАО "Газпром".

"По поручению Дмитрия Рогозина, который тогда исполнял обязанности председателя госкомиссии по Арктике, была создана совместная рабочая группа по разработке офшорного вертолета, в которую вошли сотрудники ПАО "Газпром". Был проведен полный аудит всех предприятий холдинга "Вертолеты России", мы поняли, что компания имеет необходимый потенциал для создания нужной машины. На сегодняшний день "Вертолеты России" при участии специалистов рабочей группы завершают проект вертолета последней модификации, которая называется Ми-171А3", - сказал Димитров.

По его словам, новый вертолет будет соответствовать всем необходимым требованиям безопасности при офшорных (над морем) полетах на арктическом шельфе. Вертолет сможет перевозить группы специалистов, грузы, а также осуществлять спасательные операции над морем.

Ми-171А2 и Ми-171А3 - новейшие представители семейства вертолетов Ми-8/АМТ-МТВ. Машина оснащена интегрированным цифровым пилотажно-навигационным комплексом бортового оборудования КБО-17, который позволяет эксплуатировать машину без присутствия инженера в составе экипажа.

Международный арктический саммит "Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие" проходит в Санкт-Петербурге 20-21 февраля. Саммит собрал более 200 представителей органов власти, компаний, научных и образовательных организаций из 10 регионов РФ, а также из Франции, Норвегии, Дании, Латвии. Работа саммита в 2020 году посвящена современным вызовам и перспективам развития российской Арктики.

«Ресурсы Арктики безграничны. Вопрос — кому их продать»

Освоение арктического шельфа, который многим представляется «золотым дном», едва ли будет рентабельно в ближайшее время. Возможно, стоит задуматься о других ресурсах Арктики, считает профессор геологического факультета МГУ, эксперт госкомиссии по запасам полезных ископаемых Юрий Ампилов.

В Петербурге на прошлой неделе прошел Международный арктический саммит, на котором эксперты делились своим видением перспектив развития заполярного региона России. Один из ключевых докладов представил профессор геологического факультета МГУ, доктор физико-математических наук, академик РАЕН Юрий Ампилов.

То, что он рассказал, может прозвучать неожиданно и даже парадоксально для тех, кто недостаточно глубоко погружен в тему освоения Арктики. Принято считать, что Заполярье таит несметные богатства, и достаточно решить проблемы с инфраструктурой, как они хлынут нам в руки. На самом деле все гораздо сложнее. «Эксперт online Северо-Запад» приводит основные тезисы доклада Юрия Ампилова.

«Сейчас мы очень много говорим различных слов о том, что Арктика — наше все, а вот картинка, пазл ни у кого не складывается. Очень много частностей, мы в них пускаемся, а стратегического мышления нет ни на государственном уровне, ни на корпоративном уровне. Его нет вообще».

«Ресурсы Арктики безграничны. Нефти и газа там просто очень много, вряд ли где есть больше, разве что на Ближнем Востоке, конечно. Вопрос в том, когда, как и чем их добыть, и кому и как их продать, где они будут востребованы. Этими вопросами никто не озадачивается, а эти вопросы очень остро встали перед мировым сообществом».

Эксперт: ветровая энергетика является перспективным вектором развития российской Арктики

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 февраля. /ТАСС/. Российская Арктики обладает значительным потенциалом для развития ветроэнергетики из-за особенностей территории и больших запасов полезных ископаемых, необходимых в производстве современного оборудования для ветровых электростанций. Об этом в четверг сообщил Юрий Ампилов, выступая с докладом на международном арктическом саммите "Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие".

"Если взглянуть на среднюю скорость ветра в нашей Арктике, то окажется, что для ветровой генерации более благоприятных условий на планете не существует. И эта зона практически совпадает с территорией освоения углеводородов", - сказал Ампилов.

По его словам, развитие возобновляемой энергетики стало одной из причин трехкратного падения цен на углеводороды. С начала XX века количество произведенной ветровой энергетики увеличилось в десятки раз, солнечной - в сотни раз. При этом потребление углеводородов в целом изменилось незначительно. Поэтому в ближайшие десятилетия альтернативные источники энергии составят серьезную конкуренцию нефти и газу.

"Мир пытается уйти от углеводородной зависимости <...> По объему ветровых мощностей в мире вырабатывается свыше 600 гигаватт, это в три раза больше, чем вся энергетика России. Мощность ветровой генерации в одной Германии, где условия для выработки хуже арктических, превышает совокупные возможности всех атомных электростанций России вместе взятых, причем значительно превышает, почти в два раза", - отметил Ампилов.

Он добавил, что в сложившихся условиях арктические районы России могут стать не только территориями для развития альтернативной энергетики, но и источником ценных материалов для производства ветрогенераторов и солнечных батарей.

"Арктика - кладовая рудных полезных ископаемых, которым, в отличие от нефти и газа, внимания не уделялось со сталинских времен. Редкоземельные элементы, полупроводники, цинк, никель, кобальт - на этих элементах в новой энергетике завязаны солнечные батареи нового поколения и ветрогенераторы", - рассказал Ампилов.

Эксперт: только перспективные горнодобывающие проекты в Арктике должны получать льготы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 февраля. /ТАСС/. Решения о государственной поддержке инвестиционных проектов недропрользователей в Арктике следует принимать, исходя из перспективности и эффективности проектов, объем инвестиций не должен стать решающим фактором. Такое мнение высказала ТАСС директор Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка Юлия Зворыкина в кулуарах Международного саммита "Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов", который проходит в четверг в Петербурге.

Ранее в четверг заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов сообщил, что Минфин России готов рассмотреть возможность господдержки горнодобывающих проектов в Арктике при условии их инвестиционных обязательств - помочь проектам, которые не запускаются из-за ограниченности ресурсов, но "при определенных инвестиционных обязательствах".

"Поддерживать такие проекты нужно, не исходя из объема инвестиций, это не является решающим фактором, а исходя из их перспективности. Например, уголь сейчас не очень перспективен, после Боннской встречи 2017 года крупные зарубежные инвесторы, в том числе международные финансовые организации отказываются от реализации проектов по поддержке угольной генерации. Это означает, что в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе сбыта для этой продукции не будет. Значит, нужно искать другие решения - углехимия, экотехнопарки с угле- и газохимией, добывать из угля, к примеру, пропилен или бензол и далее решать, какое производство будет налажено", - сказала ТАСС Зворыкина.

Другое дело - редкоземельные металлы, которые востребованы в современных производствах, считает эксперт. "Здесь мы можем свою нишу занять и ожидать, что такие продукты будут востребованы на рынке. Вопрос, насколько глубокая переработка у нас, как наладить логистику - это вопросы к ученым", - сказала директор института Внешэкономбанка.

По ее мнению, все предприятия в Арктике нуждаются в поддержке, но при этом все пришли к пониманию, что Арктика не для каждого предприятия, какие-то мелкие производства легче реализовать в более комфортном климате, где инфраструктура лучше развита и человеческие ресурсы дешевле. "Геополитически необходимо, чтобы население в Арктике не убывало. Нужно понять, чем будут занимать коренные и малочисленные народы, как они сохранят свои места традиционного бытования. Многие меры поддержки на них направлены, и это абсолютно правильно", - отметила эксперт.

Международный арктический саммит "Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие" проходит в Санкт-Петербурге 20-21 февраля. Саммит собрал более 200 представителей органов власти, компаний, научных и образовательных организаций из 10 регионов РФ, а также из Франции, Норвегии, Дании, Латвии. Работа саммита в 2020 году посвящена современным вызовам и перспективам развития российской Арктики.

Эксперт предложил развивать инфраструктуру в Арктике за счет кредитов на экопроекты

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 февраля. /ТАСС/. Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка предложил развивать инфраструктуру в Арктической зоне России с привлечением "зеленых" облигаций и кредитов, выделяемых на экологические проекты. Об этом сообщила директор Института Юлия Зворыкина на Международном арктическом саммите "Арктика 2020", который проходит в четверг в Петербурге.

"Мы разработали модель, суть которой в том, что, если бизнес реализует проект, то он дальше за свои деньги делает какой-либо объект инфраструктуры - социальной, транспортной или энергетической, и государство ему компенсирует эти расходы", - сказала Зворыкина. "Мы позволяем привлечь длинные "зеленые" деньги, и они позволяют использовать новейшие технологии, экологически комфортные. Для Арктики это очень важный момент", - добавила она.

Зворыкина уточнила ТАСС, что мировой рынок "зеленых" денег является сейчас одним из самых быстрорастущих. "И у нас эта тема у обсуждается активно, и в Минприроды, и в Минпромторге. Крупные компании (металлургические, производители удобрений) этой темой увлечены, потому что сейчас "зеленые" технологии - это конкурентоспособность на внешних рынках", - добавила эксперт.

На саммите в Петербурге предложили создать Арктическую доктрину России

Создание варианта Арктической доктрины России обсудили на саммите «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов».

Вице-президент арктический академии наук Марина Минина рассказала, что Арктическая общественная академия наук уже более 15 лет продвигает идею утверждения Арктической доктрины, которая могла бы стать основанием для документов, определяющих миссию России в этом регионе.

Создание подобного документа позволило бы другим странам четко понимать деятельность России в Арктике, направленную на реализацию национальных и государственных интересов.

«Современные вызовы и угрозы в Арктике: сокращение численности населения и экономические трудности, сложная международная обстановка», – рассказала Минина.

По ее словам, складывается сложная ситуация в связи с трудной международной обстановкой:

«Конфликты, изоляция, санкции. Международное сотрудничество в Арктике неизбежно», – рассказала специалист.

Доктрина могла бы стать основой для формирования государственной политики России. Саммит проходит в Санкт-Петербурге два дня. Спикеры оценят перспективы развития Арктики.

Автор: Максим Белоусов